АРФГ организовала Дискуссию по включению финансовой грамотности в образовательные программы учебных заведений в рамках Дня финансовой грамотности на ММСО

7 Мая 2020

В рамках Дня финансовой грамотности состоялась Дискуссия по включению финансовой грамотности в образовательные программы учебных заведений, которую организовала Ассоциация Развития Финансовой Грамотности на Московском Международном Салоне Образования. Спикеры обсудили вопросы дальнейшей интеграции основ финансовой грамотности в образовательные программы всех уровней.

Модератором мероприятия выступил директор АРФГ Вениамин Каганов, который отметил важную роль грамотного поведения всех слоев населения и необходимость включения основ финансовой грамотности во все уровни образования.

Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в приветственном слове отметил важность работы по включению знаний об экономике, финансовых инструментах в базовое образование страны: «Что бы мы ни делали с точки зрения нашей работы по защите прав потребителей, тем более в кризисный период, по повышению доступности финансовых услуг для населения и малого бизнеса, эта работа не будет достаточно эффективной без пристального внимания к тематике финансовой грамотности. В условиях непростых, быстроменяющихся, кризисных ситуаций, вопросы финграмотности приобретают особое звучание. Ведь люди, обладающие базовыми знаниями в этой сфере более или менее фундаментальными, оказываются в лучшей ситуации, они способны принимать правильные решения. Рисков стало больше, финансовая грамотность позволяет их минимизировать». По словам Михаила Мамуты, сегодня ведется работа по включению финансовых знаний в федеральные образовательные стандарты, разработка учебно-методических комплектов, в том числе для включения в различные предметные области. Например, такие знания можно интегрировать в уроки математики. Также уделяется серьезное внимание повышению уровня квалификации педагогических кадров в данной сфере. По мнению эксперта, чтобы финансовая грамотность прививалась успешно, работа должна быть «сквозной». То есть не только в одном каком-то классе детям рассказали материал, а на протяжении всего образовательного пути эти знания должны накапливаться и закрепляться на практике. Не исключение и дошкольный возраст. Начиная с азов, нужно объяснять, что такое деньги, какими они бывают, как ими грамотно пользоваться. Что касается учебно-методических пособий, на взгляд Михаила Мамуты, АРФГ могла бы активно поучаствовать в их разработке на всех уровнях системы образования.

Иван Кириллов, заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания РАО уделил внимание дошкольному образованию. «Дошкольники – важная аудитория. Здесь можно говорить о предпосылках финансовых знаний. Игра в магазин всегда очень популярна у детей. За последнее время разработаны комплексные программы, куда интегрированы финансовые знания для дошкольников. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие – в эти области можно включать знания о финансах». Спикер отметил, что была разработана программа по экономическому воспитанию дошкольников, в которую включены основы финграмотности. Конечно, все это в игровой форме. Эти наработки можно использовать и для создания учебно-методических материалов для детей более старшего возраста.

Елена Рутковская, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО», рассказала о целом ряде методических пособий, разработанных в институте для отечественной школы. Эти пособия можно включать в реальную педагогическую практику. Отдельно институт анализирует опыт внедрения модулей по финграмотности в школьное образование. Такая обратная связь помогает учесть многие нюансы при подготовке учебно-методических пособий.

Елена Царькова, начальник Центра развития профессионального образования считает, что в среднем образовании сделано очень много для того, чтобы учащиеся получали качественные знания и навыки в области финансов. Во ФГОСЫ среднего образования уже включены общие компетенции, что позволяет реализовывать образовательные программы с учетом финграмотности. «Сегодня 83 стандарта содержат эту компетенцию. В регионах к вопросу интеграции этих знаний подходят индивидуально, каждый субъект это делает самостоятельно, разрабатывая концепцию формирования основ финансовой грамотности у учащихся», - отметила эксперт.

Мария Ульянова, Начальник отдела международных проектов МГУ имени М.В. Ломоносова, выразила удовлетворенность той работой, которая ведется по включению компетенции во ФГОСы. При этом были выделены и проблемные моменты, связанные с реализацией задач повышения финграмотности на практике. По ее мнению, сегодня нет единого понимания универсальной компетенции, отраженной в стандарте. Разные направления подготовки специалистов трактуют ее по-своему, порой, далеко уходя от того, что было задумано. Сложные экономические вопросы, знание которых может пригодиться в профессиональной деятельности – это, конечно, хорошо, но компетенция нацелена, прежде всего, на умение распоряжаться личными финансами. Здесь важен обмен опытом, выработка единого понимания, чему учить в рамках данной универсальной компетенции.

 

Партнеры АРФГ по организации мероприятий на ММСО: Банк России, Всероссийский Союз Страховщиков, Ассоциация банков России, Сбербанк, Финам, Финансовый Университет при правительстве РФ, Государственный Институт русского языка им. А.С. Пушкина, Национальная Лига Финансовых Советников, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Уральский государственный экономический университет, Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, Национальный Банковский Журнал, БизнесДром, РИА Банки и Финансы, Банковское Обозрение, Financial One.

 

Вернуться к списку