АРФГ провела Круглый стол «Роль финансовой грамотности для социализации и адаптации людей с инвалидностью»

30 Апреля 2020

Круглый стол «Роль финансовой грамотности для социализации и адаптации людей с инвалидностью» был посвящен вопросам использования современных информационных технологий для обучения основам финансовой грамотности подростков и молодежи. В фокусе внимания – возможности использования интерактивных проектов для обучения людей с ограниченными возможностями по здоровью, вовлечению их в волонтерские движения, связанные с финансовым просвещением. Модератором мероприятия выступил Божор Юрий Анатольевич, руководитель экспертной группы Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, который отметил, что финграмотность становится одним из инструментов, социализации и адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Наталья Рысятова, начальник отдела финансовой грамотности Управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в УрФО напомнила, что разработка проектов, нацеленных на данную аудиторию, сопровождается рядом особенностей.  Среди них: существенные различия в уровне развития и возможностей детей, подростков. И поэтому нет возможности создать какую-то универсальную единую методику или учебник, что будут применимы для любой организации, работающей с такими учениками, студентами. При проведении теоретических и практических занятий особенности по здоровью тоже нужно учитывать. И тут каждая организация вынуждена искать свой путь самостоятельно. Но несмотря на то, что единой методики не существует, есть большое количество материалов и проектов. Разные форматы, разный уровень сложности – есть из чего выбрать. Здесь в помощь будет учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности», разработанный для старших классов общеобразовательных школ. Можно взять оттуда темы: как зарабатывать и тратить деньги с умом, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, как составлять личный финансовый план и так далее. Детей можно познакомить с инструментами, которые им будут доступны во взрослой жизни: платежные карты, депозиты, кредиты. Важно при этом научить воспитанников критически оценивать предложения, учитывать преимущества и недостатки. Можно использовать онлайн-уроки, такой формат сегодня выходит на первый план. «И если учащиеся с ограниченными возможностями по здоровью научатся считать российские деньги, будут понимать, как пользоваться терминалом, что делать с поврежденными купюрами, какую информацию, касающуюся карты, счета в банке нельзя никому выдавать, то эти уроки, прежде всего, станут уроками самостоятельности», – считает эксперт.

Наталья Починок, ректор «Российского государственного социального университета» поделилась опытом создания системы для молодых людей с инвалидностью, желающих присоединиться к волонтерскому движению. Она отметила, что на площадке университета работает ресурсный учебно-методический центр по вопросам обучения людей с инвалидностью. Молодые люди становятся членами добровольческого движения и уже сами помогают ровесникам освоить азы финграмотности. По словам спикера, волонтерство можно рассматривать, как средство не только социализации молодежи, но и формирования профессиональных качеств будущих специалистов. 

Анатолий Попко, начальник отдела социокультурных проектов и программ государственного музея – культурного центра «Интеграция» им. Н.А. Островского отметил, что сам, являясь инвалидом по зрению, входит в комиссии и рабочие группы Банка России, занимающиеся вопросами формирования безбарьерной финансовой среды. По его мнению, финансовая грамотность – залог финансовой стабильности. «В данном случае знания – не самоцель, они нужны для того, чтобы их использовать на практике, для формирования финансовой самостоятельности. Сегодня барьеров становится меньше и это радует, но они сохраняются.  С одной стороны, это отсутствие цифровой и доступности для данной категории людей. Например, мобильное приложение не адаптировано для таких клиентов. Или кассир в банке смотрит удивленно и говорит о том, как я буду отдавать ему деньги, он ведь слепой. Пока такие представления есть в России о людях с инвалидностью, о финансовой самостоятельности людей с ограничениями здоровья мы говорить не можем, даже если они обладают массой различных знаний. С другой стороны  –барьером становится и неумение самих людей пользоваться различными удобными, облегчающими жизнь сервисами», – прокомментировал тему эксперт.  Анатолий Попко убежден, что работать нужно в двух направлениях: повышать финграмотность и практические навыки у аудитории, и в то же время менять финансовые институты, нацеливая их на формирование доступной среды: физической, цифровой, сервисной процедурной. 

Вячеслав Крылов, представитель Банка России, осветил тему разработки игровых форм донесения информации о финансах до людей с ограниченными возможностями здоровья. «Вопросы: как именно, в каких форматах организовывать учебные занятия выходит на первый план, когда нужно учесть нюансы восприятия учебного материала. Игровые формы становятся, своего рода, симуляторами реальных событий, помогают людям прожить тот или иной сценарий», - отметил представитель ЦБ. Игра позволяет понять, как функционирует финансовый рынок, какие есть услуги, инструменты, научиться контролировать свои траты и так далее. По словам эксперта, нужно поддерживать такие проекты, ведь они будут интересны многим, но для особенных детей, подростков такой игровой опыт будет особенно полезен.

Вернуться к списку