Как университеты справились с пандемией и как изменилась цифровая повестка вузов?

24 Марта 2021

Некоммерческий проект «Цифровой Бал» и Ассоциация развития финансовой грамотности при поддержке экспертов Молодёжной финансовой лиги и ведущих вузов России провели исследование влияния COVID-19 на стратегию и тактику цифровизации вузов.

В рамках исследования были проанализированы стратегии цифровизации и проводимые тактические меры 16 вузов — Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Северо-Кавказский федеральный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, Новосибирский государственный технический университет, Финансовый университет при Правительстве РФ и др. 

Говоря о миссии, основатель Цифрового бала, президент Молодёжной финансовой лиги Кристина Заболоцкая рассказала, что цель исследования — это «помочь развить инновационный потенциал молодёжи и создать платформу для интересных коллабораций вузов и компаний, студентов и молодых профессионалов, так как в современном быстро меняющемся мире важно формировать научно-технологическое будущее России совместными усилиями. Получилось найти точки роста и направления, которые вузы развивали и улучшали из-за необходимости адаптироваться к новой ситуации, а также масштабировать этот опыт».

Директор АРФГ Вениамин Каганов на круглом столе по итогам исследования отметил, что «все вузы по-разному занимались цифровизацией до пандемии, и, несмотря на признание многих представителей вузов о готовности образовательных учреждений к работе в дистанционном формате, острыми остаются вопросы мотивации студентов и преподавателей, их вовлеченности, качества образования и другие. Все участники круглого стола рассказали о своём опыте в позитивном ключе, что говорит о том, что образовательные учреждения справились с возникшими перед ними вызовами». 

Все рассмотренные вузы уже внедрили систему дистанционного обучения в свою цифровую повестку до появления COVID-19, однако оставались направления, требующие доработок, —вторая волна пандемии поспособствовала их развитию. 85% вузов изменили блоки цифровой повестки: в центре – информационная безопасность и оптимизация бизнес-процессов, увеличена доля бюджета на цифровизацию. 

Студенты видят необходимость улучшений в области цифровых средств коммуникации, образовательного онлайн-контента и приближения к реалиям бизнеса, цифровой грамотности преподавателей и помощи в трудоустройстве. 

Также пандемия стала стимулом к привлечению новых партнеров для онлайн-программ вузов, а студенты стали цифровыми волонтёрами, помогая вузам, колледжам и школам, компаниям. В рамках анализа тактических мер были выделены постоянные (создание, расширение и доступность онлайн-курсов, налаживание консультационной поддержки для студентов и преподавателей) и временные тренды (расширение присутствия вузов в социальных сетях и перевод обучения в онлайн-формат вошли в группу временных трендов). 

Итак, пандемия COVID-19 поставила вузы в нелегкую ситуацию, но университеты справились с возникшими перед ними трудностями. В опросе и интервью приняли участие ректоры, проректоры и начальники управления информатизации вузов, также проводился опрос студентов. Исследование продолжается, и любой вуз может поделиться своим опытом, заполнив форму на сайте https://digital-ball-study.ru.

22 мая будет проведен второй этапа фестиваля «Цифровой бал» в оффлайн-формате, команда проекта уже занимается подготовкой программы, в том числе готовит новое исследование — анализ компаний-экосистем в России и мире. По вопросам участия в новом исследовании можно обращаться к главным координаторам направления дорожной карты Полине Синтюрихиной и направления питч-сессии Алине Фатеевой по эл. адресу: info@digital-ball.ru.

 

Вернуться к списку