О финансовом диктанте: интервью с Павлом Новгородовым

В Новосибирской области второй год подряд проходит диктант по финансовой грамотности среди студентов и школьников. В прошлом году в нем приняли участие 2100 человек, в этом участников значительно больше – почти 7000.

Мы поговорили с одним из инициаторов диктанта — Павлом Новгородовым, ректором Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) о месте финансовой грамотности в программах вуза, о том, что значит быть грамотным сегодня и какой он — университет будущего. 

 

Расскажите, как родилась идея проведения диктанта? Как вы оцениваете результаты? 

Наш вуз давно уделяет повышенное внимание вопросам финансовой грамотности. Два года назад совместно с Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области мы учредили АНО «Дом финансового просвещения», которая реализует проекты в области повышения финансовой грамотности в регионе. Мы со своей стороны выступили инициаторами разных интересных мероприятий. Диктант, который проводили в первый раз год назад, стал одним из них. 

В прошлом году он проходил в пробном формате. Мы провели диктант только внутри нашего вуза: для поступивших на программы среднего профессионального образования и бакалавриата. Так мы хотели привлечь внимание первокурсников, чтобы они поняли, что это важно и интересно, и включались в различные проекты по финансовой грамотности, которые проводим мы и наши партнеры. Также вместе с нашими социологами мы хотели протестировать свою собственную методику по оценке уровня финансовой грамотности. 

Одна из идей диктанта — определять динамику финансовой грамотности у студентов в течение длительного периода времени. В прошлом году мы собрали статистику и в том числе выявили отношение ребят к вопросам финансовой грамотности. В этом году мы вышли за пределы вуза. Диктант принял региональный формат: участвовали 5 вузов, порядка 30 колледжей, также во второй волне подключатся старшеклассники из школ. В следующем году поставим себе задачу выйти на уровень макрорегиона — Сибирского федерального округа, подключать Алтай, Омск, Кемерово, Томск. 

 

Вы руководите целым университетом, скажите, какое место в программе обучения занимает финансовая грамотность? 

Мы стараемся включать финансовую грамотность как в образовательный процесс, так и во внеучебные форматы. Думаю, что мы один из немногих вузов в стране, который ввел сквозной курс на всех специальностях СПО — «Финансовая грамотность». Еще один сквозной курс — «Финансовая математика» — читается на первом курсе всех направлений бакалавриата. Его основу составляют знания по финансовой грамотности. Мы считаем, что это должна быть базовая компетенция всех студентов.  

 

Что значит быть финансово грамотным с точки зрения студента и с точки зрения ректора?

По моему мнению, финансово грамотный человек — тот, кто умеет принимать эффективные финансовые решения с учетом большого количества факторов. Таких факторов очень много — это и определенные жизненные установки, и отношение к риску, и знание финансовых инструментов, и способов накопления и инвестирования. Умение ориентироваться в море этих факторов, накладывать на профиль своих предпочтений — это и есть финансовая грамотность. В чем различие между ректором и студентом? Наверное, в том, что мы все-таки находимся в разных ситуациях. Студенты — это молодые люди, которые готовятся к взрослой жизни. Для них важен вопрос будущей карьеры, построения семьи, приобретения недвижимости, других активов. Их решения должны формироваться под действием других факторов, нежели мои. Для меня, как для ректора, важно, чтобы студенты принимали взвешенные решения, умели планировать, оценивать, идти на разумный риск, но при этом не попадались на удочки мошенников. 

 

За последние 20 лет сфера образования очень изменилась. Скажите, с какими вызовами Вы сталкиваетесь на должности ректора? 

Если говорить о глобальной ситуации, то это вызов, связанный с неопределенностью будущего, потому что нет единого мнения о том, чему надо учить, как надо учить, какой должна быть система высшего образования, какое место самообразованию должно быть отведено, как учить профессиям, которых еще не существует, каким должно быть соотношение между точными науками и гуманитарными, соотношение между hard skills и soft skills, как правильно не только давать знания, но и воспитывать личность. 

Система образования сегодня — это одна из тех сфер, где существуют совершенно полярные точки зрения на то, как она должна развиваться. От того, что университетов через 20-30 лет не будет, до того, что они вернутся к классическим форматам работы, несмотря на все тенденции к изменениям, цифровизации. Но фундаментально ничего не меняется: в мире, где информация накапливается лавинообразно, а знания быстро устаревают, университет – то место, где нужно научиться учиться. Вызов для нас и для многих других вузов — найти в многообразии возможных сценариев развития свою модель, которая была бы успешна и для вуза, и для выпускников, и для государства. В поисках такой модели нужно иметь право на ошибку, на эксперимент, с другой стороны, нельзя этими экспериментами увлекаться, потому что речь в итоге идет о судьбах людей.  

 

Каким на ваш взгляд должен быть университет будущего? 

Это тот университет, который понимает многообразие потребностей очень разных студентов. С одной стороны, он должен учитывать индивидуальность, с другой — дать возможность всем получить тот базовый уровень знаний и навыков, который позволит человеку быть успешным не только в карьере, но и состояться как личность. Модель университета будущего — это, с одной стороны, массовость, потому что мы никуда не уйдем от того, что нужно обучать и переобучать большое количество людей для нужд общества и экономики. С другой стороны, должна быть тонкая настройка под потребности каждого — этого сложно добиться, но в рамках того, как развиваются вузы, мне кажется, удастся найти эту модель. 

Также важно, чтобы вузы были разными. Сейчас в образовании много ограничений, избыточного контроля, и стандартизация системы образования существенна, но она сужает количество попыток заглянуть за горизонт. Значимые элементы, которые должны стать частью культуры вузов — гибкость, адаптивность, возможность создавать «песочницы» для экспериментов. С одной стороны, важно не уйти в хаос, с другой, необходимо отойти от избыточной стандартизации. Это будет хорошим фундаментом для построения университета будущего. 

 

Примите участие в финансовом диктанте — проверьте свои знания по ссылке 

https://nsuem.ru/landings/lp/

14 Сентября 2021

Возврат к списку


Поделиться: