Пандемия ест долги? Комментарии НАПКА, НБКИ, АРФГ
По прогнозу Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в 2021 году объем предложения просроченных долгов физлиц вырастет примерно на 30%, до 480–500 млрд руб, — пишет Коммерсантъ, — доля просроченной задолженности будет расти, а возраст задолженности, выставленной на торги, будет снижаться.
Что это значит для граждан, имеющих просроченную задолженность, для коллекторов и долговой сферы в целом? Об этом мы поговорили с Эльманом Мехтиевым, президентом НАПКА, председателем совета СРО «МиР» — один из учредителей и член Наблюдательного совета АРФГ. А также узнали мнение Владимира Шикина, заместителя директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), эксперта АРФГ и Вениамина Каганова, директора АРФГ.
Эльман Мехтиев, президент НАПКА и председатель Совета СРО «МиР»:
— Для начала стоит обратиться к первопричине роста предложений на долговом рынке. В условиях кризиса рост просроченной задолженности показывает достаточно приличные темпы: по итогам года она вырастет на 30%. Уже в следующем году этот объём с большей долей вероятности выйдет на продажу.
Однако важно понимать, что продажа долга профессиональному коллекторскому агентству для должника может означать начало эффективной работы по выходу из долговой ямы.
Во-первых, в отличие от кредиторов, коллекторы не начисляют пени и штрафы.
Во-вторых, они применяют индивидуальный подход к каждому и входят в текущую финансовую ситуацию каждого клиента - 500 руб - тоже платеж и шаг на пути к погашению.
В-третьих, они могут применять свои программы дисконтирования, которые также помогают должникам выплатить долг в кратчайшие сроки, и исправить свою кредитную историю. Поэтому можно говорить, что продажа долга профессиональному коллекторскому агентству для физического лица — это возможность погасить свои долговые обязательства.
Владимир Шикин, заместитель директора по маркетингу НБКИ:
Передача просроченных долгов профессиональным взыскателям происходит регулярно. Будет ли активизация этого процесса? Зависит от многих факторов. Прежде всего от платёжной дисциплины сегодняшних банковских клиентов по отношению к текущим обязательствам перед первичным кредитором (банком).
Пока мы не видим существенных изменений в качестве банковских портфелей в розничном кредитовании. Но на ситуацию в значительной мере влияет более 2,5 млн кредитов, по которым в период с марта по сентябрь были даны кредитные каникулы и отсрочки. Благоприятный выход из каникул, который для большинства наступит в конце этого года, будет зависеть от того, насколько частные экономики заемщиков, пострадавших от пандемии, восстановятся к этому сроку. Для заемщиков, в любом случае, важно помнить о безусловной необходимости выполнения обязательств перед первичным кредитором или взыскателем, если долг будет продан. Следует стремиться к диалогу, т. к. выход в нормальный график погашения долга в интересах обоих сторон. И, конечно, нужно учитывать тот факт, что длительные просрочки приводят к снижению персонального кредитного рейтинга (ПКР). Свой ПКР надо знать и контролировать. Тем более что его в любой момент можно бесплатно узнать на сайте НБКИ.
Вениамин Каганов, директор АРФГ:
Ничего хорошо нет в том, что взявший кредит, человек не может выплатить свой долг. Но лучше, как говорят, «ужасный конец, чем ужас без конца». Поэтому продажа коллекторам — это возможность разрешить эту ситуацию и перейти в режим погашения. Главное, чтобы это было цивилизовано, с учетом не только экономических, но и гуманитарных подходов.
О чем нужно помнить при общении с коллекторами — рекомендации АРФГ (в соответствии с ФЗ №230):
Встречаться с должником лично можно — не более 1 раза в неделю (с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники);
Беседовать по телефону можно не более 1 раза в сутки, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники;
Отправлять телеграфные, текстовые, голосовые и прочие сообщения по сетям электросвязи, через интернет и мобильный телефон — по рабочим дням с 8 до 22 часов, по выходным и праздникам с 9 до 20 часов до 2 раз в сутки, до 4 раз в неделю и до 16 раз в месяц;
Ограничений по количеству письменных сообщений нет.
Если вас беспокоят чаще — смело обжалуйте действия взыскателей.