Волонтеры АРФГ: игровой формат - лучше скучной лекции

14 Сентября 2020

Волонтеры финансового просвещения — очень разные люди. Среди них есть и студенты, и преподаватели, и пенсионеры, и профессоры университетов. Сегодня мы расскажем о волонтере из Орла. Ирина Маслова всю жизнь рассказывает о финансах, участвует в акциях, проводит фестивали, разрабатывает игры для школьников и студентов. Она профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета Орловского государственного университета. Мы поговорили с ней, что привело ее в волонтерство, что ей нравится в работе, какие методы она использует.

Почему решили участвовать в волонтёрском движении финансового просвещения? С чего вы начали, как пришли в это, чем занимались ранее?

В вуз пришла из практики, мне повезло в профориентационном направлении школы – была возможность в 10 и 11 классах учиться профессии бухгалтера. В 90-е годы подработка была не лишней и мне хотелось учиться на практике, поэтому с 1 курса университета я работала в бухгалтерии и к 5 курсу успела дорасти до позиции главного бухгалтера. А потом поняла, что наука и образование – это мое призвание и пришла работать в вуз.

Волонтероством pro bono я и наша команда занимались и ранее. Когда добровольческое движение получило государственную поддержку, образовалась сеть региональных ресурсных центров добровольчества, мы очень гармонично влились. Также это стало возможно, благодаря поддержке руководства вуза и грамотно выстроенному сотрудничеству с профессиональной командой Отделения Орел. А вопросам популяризации финансовых знаний, обучению экономике не-экономистов и широких слоев населения я уделяю внимание достаточно долгий промежуток времени – для мероприятий вуза и региона разрабатывала и проводила с нашей командой и активными студентами деловые игры и МК в последние пять-семь лет. Первая деловая игра для школьников была разработана мною в 2013 году, она называется «Планета под ключ» и всегда пользуется успехом не только у детей, а и у более взрослой аудитории, так как есть адаптированные под каждую целевую аудиторию варианты игры. С 2015 года организую в регионе Фестиваля науки 0+, Фестиваля актуального научного кино, на которых мы уделяем много внимания мероприятиям по повышению уровня финансовой грамотности, показываем ролики, в том числе снятые нашими студентами. В прошлом году мы провели Финансовый фестиваль для всей семьи в рамках Фестиваля науки – были и шутливые игры для детей, и серьезные лекции для взрослой аудитории, возможность обсудить финансовые вопросы в семье – важный момент.

Какими методами пользуетесь, чтобы рассказывать о финансовой грамотности? 

Методы использую в первую очередь игровые – разработано уже три деловые игры. Из-за пандемии одну из них мы смогли перевести в онлайн-формат. Также есть ряд МК для школьников и студентов, связанных с вопросами трудоустройства и молодежного предпринимательства – на игровом примере рассматриваем особенности составления резюме и поведения на собеседовании, изучаем экономику и финансовые потоки проектной деятельности.

С каким отношением со стороны населения столкнулись? Понимают ли люди тему, интересуются?

Самым важным моментом является грамотная коммуникация – в начале важно рассказать людям, что такое финансовая грамотность, зачем ее нужно повышать, какие есть ресурсы и источники информации на эту тему. Многие и не слышали о таком направлении. И только затем рассказывать суть каждого из тематических направлений. Поэтому мы регулярно ходим выступать на радио, рассказываем о наших проектах, популяризируем финансовое просвещение через региональные отделения Вольного экономического общества, Общества Знание и Ресурсный центр добровольчества. Многие начинают задавать вопросы «почему маленькая зарплата» или «почему высокие цены», стараемся объяснять и макроэкономические моменты, например, Отделение Орел проводило у нас в прошлом году грамотные лекции по инфляционным ожиданиям и динамике инфляции. В основном люди реагируют доброжелательно, статус преподавателя вуза помогает выстроить доверительные отношения, люди понимают, что нет предвзятости и есть желание объяснить и научить. А уж дети с каким азартом играют в игры – то планету создают и считают затраты-налоги, то кафе собственное проектируют, рассказывают потом о своих результатах, так еще учим их грамотной презентации проекта.

Есть ли примеры какие-то необычные из практики с чем сталкивались?

Одним из самых масштабных из необычных практик была ситуация с региональной неделей финансовой грамотности, которую мы планировали провести совместно с Ассоциацией развития финансовой грамотности в марте-апреле 2020 года и мы все помним, что это был за период! Буквально за неделю совместными с АРФГ и Отделением Орел усилиями мы смогли перенести неделю в онлайн, она стала первой Цифровой неделей финансовой грамотности и проводились все трансляции на все регионы страны и даже страны СНГ. Шикарный был получен опыт.

Что больше всего вам нравится в такой работе?

Конечно, коммуникация, когда организовываешь группы участников (а у нас бывали и смешанные детские группы по 100 человек одновременно, и 5-6 потоков групп старшеклассников в один день и т.д.), а также коммуникация с профессионалами-лекторами, организаторами из других регионах, коллегами – многому учусь! Нравится слышать отзывы от взрослых жителей региона «Надо же, у нас такое есть!» Нравятся горящие глаза детей, когда они презентуют свои проекты – то кото-кафе придумают, то планету назовут «Бактериофаг» (она с очень актуальной медицинской направленностью) – сейчас в онлайне живого общения с аудиторией меньше, зато мы разработали новую викторину и МК, отрабатываю пока в онлайне.

Как планируете развивать работу в дальнейшем?

Планы в настоящее время связаны с двумя направлениями – институциональное закрепление Регионального центра финансовой грамотности и разработка портала финансовой грамотности (эти процессы сейчас идут полным ходом), продвижение проектов в соцсетях, а также экспертная и методологическая работа с Ассоциацией развития финансовой грамотности по созданию Центра компетенций АРФГ в регионе – мне очень импонирует глубокий системный подход коллег из АРФГ по формированию методологии не только в области финансового просвещения, но и в сфере коммуникаций, организации работы с волонтерами финансового просвещения, методическая проработка функционирования Центра компетенций – это говорит о профессионализме и неравнодушии, а в нашей жизни это два главных фактора успешной и результативной деятельности – на повышение уровня финансовой грамотности и на благо всего общества. 

Вы тоже можете рассказать о своем опыте волонтерства и поделиться полезными навыками с коллегами, для этого напишите нам.

Вернуться к списку