Вчера завершился третий день конференции «Территория финансовой безопасности». Ключевыми темами стали криптовалюты, цифровые финансовые активы, риски и возможности инвесторов, а также формирование доверия к цифровым инструментам и их эмитентам через просветительские механизмы.
Заместитель генерального директора АРФГ Ирина Маслова выступила модератором секции «Повышение финансовой культуры населения – обновленное целеполагание и задачи на среднесрочную перспективу». Ее участники обсуждали тренды финансового просвещения и задачи организаторов и волонтеров фин.просвещения после утверждения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2024-2030 гг. Основные выводы:
по финансовому просвещению в целом
- период 2018-2023 гг. заложил системную основу для развития финансовой грамотности во всей стране несмотря на сложности, в том числе пандемийного периода и нынешней геополитической ситуации;
- сложившееся партнёрство финансовых просветителей позволит рассчитывать на успешную реализацию новой Стратегии;
- заложенная в ней цель формирования финансовой культуры – крайне амбициозная задача ввиду масштаба и сложности;
- внутренние установки граждан опираются на ряд базовых субъективных категорий, одна из основных – это «благополучие»;
- формировать правильное понимание этого понятия необходимо, поскольку в ином случае люди независимо от уровня благосостояния оценивают все, что связано с финансами, в негативном ключе (это задается окружением, «модой», оценкой экономических понятий и явлений с позиции морально-этических принципов и эмоций, а не математики и права);
- ожидания населения от финансового просвещения можно сформулировать запросом на курсы по обучению быстрому увеличению благосостояния (закрыть долги, купить квартиру и т.п.);- чтобы выходить за рамки этого запроса, необходимы правильные инструменты воздействия (известно, что битву за космос СССР выиграл не в лабораториях и КБ, а за школьной партой. Интересные книги, фильмы и доступность образования позволяли всем мечтать стать космонавтами. Они создавали мощное культурное поле как базис развития отрасли).
по формированию доверия к цифровым инструментам:
- не каждый, кто называет себя финтех-компанией, – реальная финтех-компания;
- для развития финтех-компаний важно отсутствие доцифровых ограничений в регулировании;
- просвещение граждан в области финтех-инструментов не должно быть или выглядеть рекламой;
- просвещение граждан в области финтех-инструментов необходимо вдвойне, поскольку заложенные в них финансовые модели и цифровые алгоритмы не понятны потребителям;
- финансовая тревожность и цифровая тревожность – причины, по которым люди отказываются от использования финансовых услуг, сложных для их понимания;
- при обучении основам инвестирования с помощью цифровых инструментов нужно обращать внимание на механизм принятия решений. Часто инвесторам не хватает знаний, поэтому они ориентируются на кредитный рейтинг и доходность по конкретным инструментам и продуктам, что приводит к ошибкам.
«Для финансовых организаций грамотный потребитель цифровых продуктов и сервисов – это человек, который осознает свои цели и умеет пользоваться новыми инструментами для решения своих задач. Если поставщик услуг ему в этом помогает – потребитель это ценит, он лоялен и пользуется более широким набором услуг. Мы предлагаем помочь компаниям в их просветительской деятельности, обучив их представителей в рамках Проекта ПроФиТ как наставников, будут помогать другим волонтером разъяснять сложные моменты гражданам. Рассчитываем на интерес участников рынка к взаимодействию с нами в этом направлении», - рассказала по итогам мероприятия Ирина Маслова.
Полностью секции третьего дня конференции смотрите в YouTube. Также просим пройти опрос, который позволит понять наш с вами уровень базовой информированности и отношения к пирамидам и криптовалютам.