Финансово-грамотный потребитель оказывает значительное влияние на качество финансовых услуг. К такому выводу пришли участники вебинара, который провели Ассоциация развития финансовой грамотности и Автономная некоммерческая организация «Роскачество» накануне всемирного Дня качества, который отмечается 10 ноября.
Чем грамотнее потребитель, тем выше его запросы и тем больше усилий приходится прикладывать финансовым организациям, чтобы им соответствовать. «Компетентный потребитель формирует спрос на финпродукты с высокой потребительской ценностью, а также лояльность к поставщикам качественных финансовых услуг, является распространителем позитивного клиентского опыта, мотивирует повышать качество и прозрачность услуг, стимулирует конкуренцию», – отметил Александр Быков, начальник управления по региональному развитию и финансовой грамотности Всероссийского союза страховщиков.
Финансовая грамотность в буквальном смысле обеспечивает рост клиентов. «На Московской бирже сейчас зарегистрированы 22 миллиона клиентов. За два последних года регистраций было в 10 раз больше, чем за предыдущие 28 лет. В первую очередь это связано с повышением уровня финансовой грамотности: сегодня люди знают, что существуют не только банки с депозитами, но и другие инвестиционные инструменты», – отметил Даниил Кораблев, руководитель направления продаж департамента валютного рынка Московской биржи. По его наблюдению, тема финграмотности сегодня чрезвычайно востребована, на обучающие мероприятия приходят школьники, студенты, пенсионеры.
При этом иногда можно услышать, что финансистам выгоден неграмотный потребитель, так как таким легче манипулировать. По мнению Елены Стратьевой, директора СРО «МиР», это не так, добросовестная компания заинтересована в неоднократном получении услуги потребителем, а для этого он должен быть удовлетворен. «Качество услуги формируется в процессе ее оказания. Финансово-грамотный потребитель способен дать обратную связь, что помогает улучшить сервис», – считает эксперт.
«Ответственный потребитель финансовых услуг – лучший клиент банка. Он планирует и ведет учет финансов, осознанно подходит к потреблению, оптимизирует нагрузку, формирует финансовую подушку безопасности. То есть, это ответственный человек», – подчеркнул Сергей Каплунов, заместитель директора департамента управления и развития региональной сети АО «Россельхозбанк».
Важность участия финансовых компаний в просвещении населения, по мнению Алексея Денисова, вице-президента СРО НАПФ, трудно переоценить. «Финграмотность делает выбор осознанным, что в итоге влияет не только на повышение качества финансовых услуг, но и благосостояние всего общества», – заявил эксперт.
Также тему повышения финансовой грамотности обсудили в ходе круглого стола «Всемирный день качества в России», который состоялся в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Председатель Наблюдательного совета АРФГ Анатолий Гавриленко среди вызовов, стоящих перед современными финансистами и потребителями финуслуг, назвал кибермошенничество, которое стоит учитывать при формировании курсов по финграмотности. Он также попросил коллег-финансистов обратить внимание на увлечение англицизмами в финансовой сфере, которые усложняют понимание сути и смысла продуктов и услуг, а также снижают их качество.
Директор АРФГ Вениамин Каганов подчеркнул, что вопрос качества актуален и для волонтеров финансовой грамотности. Своей работой они способствуют формированию у клиентов банков адекватных требований к содержанию и качеству услуг, а также помогают выявлять недобросовестные практики организаций кредитно-финансовой сферы.
МОСКВА,09 ноября. /АРФГ/.