Первая международная конференция «Образование детей с особыми потребностями в современном мире: ценности, смыслы, технологии» прошла в Москве 15-17 декабря. Ее участники обсудили вопросы цифровизации инклюзивного образования и поделились практикой реализации программ, формирующих у детей с ограниченными возможностями здоровья полезные финансовые навыки.
«Это первая международная конференция с участием Ассоциации развития финансовой грамотности в качестве соорганизатора. Мы считаем принципиально важным особое внимание уделять доступности финуслуг и финансового просвещения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конференция – серьезный шаг в выявлении лучших практик и формировании экспертного сообщества, заинтересованного в обмене опытом», – отметил директор АРФГ Вениамин Каганов.
Участников конференции приветствовал Василиос Фтенакис, профессор Университета Больцано (Италия), директор Института дошкольного воспитания и исследования (Германия), президент ассоциации Didacta. Он подчеркнул важность формировании практических, в том числе экономических навыков и компетенций у детей с особыми потребностями с самого раннего возраста.
«Исследования показали, что инвестирование, если можно так сказать, в этот процесс, сделанное до пятилетнего возраста, дают впоследствии очень хорошую отдачу. Если делать это уже после начальной школы, то эффект будет крайне низкий, – отметил г-н Фтентакис. – Традиционные подходы в обучении без наработки новых, отвечающих вызовам сегодняшнего времени, приводят к тому, что дети не получают необходимых навыков, которые требует от них жизненные реалии».
Этот тезис подтвердили и его российские коллеги. По мнению участников конференции, многие наработки в области финансовой инклюзии можно с успехом использовать для просвещения любой аудитории. В частности, таким проектом является Глоссарий финансовых терминов, составленный для лиц с особыми потребностями. Глоссарий является методической основой для взаимодействия финансовых организаций и клиентов с ограниченными возможностями здоровья, однако он может с успехом использоваться во всех программах финансового просвещения. Проект реализован совместно АРФГ и Институтом коррекционной педагогики Российской академии наук (ИКП РАО) по предложению Банка России.
«Усвоение информации обучающимися с различными особенностями здоровья сопровождается их особенностями психофизического развития и восприятия, а также недостаточностью практического опыта в оперировании собственными финансовыми средствами. Это означает, что необходим инструмент для получения качественной и доступной информации. Таким инструментом может выступать ресурс Глоссария», – пояснила Татьяна Соловьева, директор ИКП РАО.
Участники конференции также обсудили проблемы и особенности формирования жизненных компетенций, а также развитие ответственного финансового поведения у детей с двигательными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, неслышащих и слабослышащих учащихся. Коснулись вопросов развития компьютерной грамотности у слабовидящих и слепых обучающихся и нюансов при создании средств для невизуального доступа к информации.
О международной практике финансовой грамотности для лиц с ОВЗ рассказала Диана Шварцтейн, менеджер по вопросам регулирования Глобального партнерства «Альянс за финансовую доступность» (АФИ). В Альянс входят финансовые регуляторы более 90 государств. Программы для детей и молодежи реализуются в партнерстве с различными правительственными и социальными институтами. АРФГ планирует активно участвовать в работе АФИ, поддерживая проекты, которые способствуют формированию политики в сфере финансовой доступности на международном уровне.
Ссылка на доклады первого дня конференции: https://www.youtube.com/watch?v=kmeOsl2iW4M.По итогам конференции будет выпущена коллективная монография с выступлениями и презентациями участников.