Успех реализации проектов по повышению финансовой грамотности сотрудников российских предприятий и организаций на три четверти зависит от поддержки их руководителей. Об этом сообщил генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов в ходе круглого стола Российского союза промышленников и предпринимателей «Финансовое просвещение на предприятии: пиар или бизнес задача?»
«На последнем ПМЭФ впервые на круглом столе такого уровня была поднята тема участия корпораций в финансовом просвещении членов трудовых коллективов. На площадке РСПП этот вопрос обсуждался снова. Отмечу, что прошло несколько месяцев, и разговор стал более конкретным и конструктивным. Учитывая имеющийся в АРФГ опыт работы с трудовыми коллективами, я в своем выступлении отметил, что 75 % успеха зависит от понимания и воли руководителя», - рассказал глава АРФГ. Остальные 25% - это просветительские кадры, методики обучения и стимулы для предприятий и их руководства.
По словам Вениамина Каганова, для выстраивания эффективной внутренней системы финансового просвещения на производстве или в офисе необходимо, чтобы в организации были назначены уполномоченные сотрудники, отвечающие за это направление и обладающие необходимыми полномочиями, навыками и компетенциями. «Мы готовы обучить своих просветителей, а также обучать и сопровождать корпоративных волонтеров и приглашать волонтеров - экспертов из финансовых организаций», - отметил он.
Что касается стимулов для руководства, то к финансово-просветительской активности необходимо привлекать все организации, используя максимум поощрительных мер для тех, кто реализует такие инициативы. «Я - за систему значимых «плюшек» для лидеров и разумное понуждение для всех», - резюмировал Вениамин Каганов.
Что интересно знать сотрудникам?
В ноябре этого года Банк России провел онлайн-зачет – всероссийское тестирование, в котором принимали участие в том числе сотрудники 8 крупных компаний. Анализ их результатов показал, в чем лучше (и в чем хуже) разбираются работающие граждане. Самые высокие показатели правильных ответов были получены по вопросам, связанным с финансовой киберграмотностью. Самыми сложными оказались пенсионное планирование и ипотечное кредитование.
Наряду с формирующими базовые навыки темами (личное финансовое планирование и управлением финансовыми рисками (подушка безопасности)) они входят в разработанную Банком России модульную программу для самостоятельного прохождения «Финансовая грамотность для работающих граждан». Программа уже используется в российских предприятиях и организациях, по итогам ее прохождения у обучающихся на 10 % улучшается качество выбора, они начинают лучше понимать ценность финансового планирования и совершать эмоциональных покупок. Эти данные ЦБ РФ получил в результате 2 этапов отложенного тестирования – через 3 и 6 месяцев. «Это очень важные результаты, которые говорят о том, что закрепление знаний в навык дает людям реальную, а не утопическую способность лучше управлять своей жизнью», - подчеркнул руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Заместитель министра финансов Павел Кадочников рассказал, что Минфин России вместе с Банком России и РСПП также ведет диалог с крупными работодателями о том, какие темы финансового просвещения актуальны для их сотрудников и какие форматы подачи информации наиболее востребованы.
«По результатам исследований НИФИ, 53% опрошенных сотрудников хотели бы получать тематические информационные рассылки, 26% – готовы не только к рассылкам, но и хотели бы пройти самостоятельное онлайн-курсы, а 21% – были бы не против получать обучение по финансовой грамотности на рабочем месте в очном формате», – рассказал Павел Кадочников.
Более 84% опрошенных РСПП работодателей намерены в той или иной форме участвовать в финпросвещении сотрудников. Причем, почти половина из них в качестве причин указывают бизнес-мотивацию (имиджевая составляющая важна всего для 20% респондентов). Если говорить о причинах, по которым организации отказываются от реализации просветительских проектов, то в большинстве случаев это отсутствие ресурсов (временных, человеческих и тп) – на него сослались 43% «отказников». Такие данные привел Андрей Лисицын, управляющий директор по финансовым рынкам и финансовой политике Российского союза промышленников и предпринимателей. По данным исследования РСПП, многие заинтересованные предприятия отмечают, что они готовы создавать свои мероприятия и материалы, а также использовать готовые методики и библиотеки материалов, а вот потенциал онлайн-диктантов и премий пока недооценен.
Полностью запись круглого стола можно посмотреть на RuTube (начиная с 07:31:00).